«Жэньминь жибао» онлайн -- Китай и Россия сотрудничают в научно-технической сфере уже не один десяток лет. Первое соглашение в этой области с СССР было подписано сразу после образования КНР. В конце 1991 года, независимая Россия, как основная преемница научно-исследовательского потенциала СССР, имела все шансы стать привилегированным партнером Китая в области научно-технического сотрудничества. Но в связи с серьезными экономическими проблемами, отношения между Москвой и Пекином в этой сфере нарушились. Потребовалось много лет на упорядочение и налаживание старых связей между двумя странами, а также на создание нового вида партнерства.
Несколько лет назад, ученый секретарь Сибирского отделения (СО) Российской академии наук (РАН) академик Василий Фомин определил четыре направления научного сотрудничества России с Китаем сегодня. Первое – это, конечно, научное направление, в рамках которого Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Китайский фонд фундаментальных исследований выдают гранты на совместные работы. Второе – это обмен студентами и подготовка аспирантов. Третье – это производство российскими институтами продукции по заказу китайских научных организаций, например ускорителей, или приборов для физики высоких энергий. И четвертое направление – это создание совместных технопарков.
Стоит также отметить, что в связи с нехваткой финансирования российских лабораторий, ученые из России нередко ездят в Китай, где имеют возможность работать на более современном оборудовании над своими научными проектами.
От проекта в лаборатории до конкретного применения
Открытие китайско-российского научно-технического парка в Чаньчуне, на Северо-востоке КНР в 2006 году придало новый импульс китайско-российскому научно-техническому сотрудничеству. Во-первых потому что в отличие от других технопарков Китая, этот кластер является не административным учреждением, а предприятием, функционирующем на рыночной основе. А во-вторых, потому что российской стороне технопарк предоставляет множество возможностей сотрудничества. Организации из России могут выбирать между тремя формами участия в проекте : созданием предприятий совместно с китайскими компаниями, возможностью за гонорар проконсультировать китайских специалистов, и продажей российских технологий китайским компаниям.
«Несколько лет назад институту химии Цзилиньского отделения Китайской академии наук понравились работы, которые мы делали по красителям для пластмассы», рассказывает Федор Кузнецов, академик СО РАН, член администрации Института неорганической химии им. А.В. Николаева. «Вместе с китайскими коллегами мы решали фундаментальные задачи по красителям, чтобы пластмассы не были ядовитыми. Но разработкой технологий они занимались сами».
Российским ученым не удалось найти у себя в стране партнеров, которые могли бы заинтересоваться такого рода технологиями. А Ли Чанхуа, директор чанчуньского Института Химии и одновременно директор китайско-российского технопарка, этим проектом заинтересовался.
По мнению академика Кузнецова, который также является почетным профессором Шэньянского технологического университета, и два раза в год читает там лекции, китайская наука стоит на правильном пути развития. «Китайцы начали с того, что освоили задачи, близкие к прикладным. И сейчас они развивают все три направления: фундаментальную науку, прикладную науку и подготовку новых кадров. Президент Академии наук КНР Бай Чуньли ведет очень правильную политику».
Стремительный взлет научно-технического прогресса в КНР привел к настоящей революции в таких областях, как новые источники энергии, новые материалы, биотехнологии, нанотехнологии и экология. И сегодня Китай уже готов сотрудничать с Россией на равноправной основе.
В последнее время Азиатско-тихоокеанская академия материалов, в которую входит и Китай, и Россия, заинтересовалась солнечной энергетикой. В данный момент страны-участницы этой организации рассматривают проект создания солнечной станции в пустыне Гоби для обеспечения части Китая и Монголии электроэнергией.
Евгений Загребнов