Честное слово. В Новосибирске вышла в свет монография новосибирского ученого, к.и.н. Дмитрия Симонова на тему «Революция и Гражданская война в Сибири». Этот труд — результат многолетних исследований ученого, в котором он раскрывает страницы сибирской истории, вехи белогвардейского движения в Сибири в годы Первой мировой войны.
В своих уникальных исследованиях Д. Г. Симонов опирается на данные исторических документов и публикаций омских, томских и новониколаевских газет. Благодаря большой работе с местными архивами Д. Симонов смог собрать cведения о том, как жила Сибирь в оппозиции большевиков, какой была политическая жизнь того времени
До недавнего времени подробная информация о данном периоде отсутствовала как в обобщенных трудах по Гражданской войне в советской литературе, так и в школьных и вузовских учебниках.
Не обошлось и без сенсационных заявлений. К примеру, историк нашел документальное подтверждение гипотезы о том, что Сибирь несколько месяцев была независимым государством в государстве. Так, в июле 1918 года в Омске состоялось провозглашение Временным Сибирским правительством независимого Сибирского государства. Одним из первых постановлений данного правительства был акт о признании государственной независимости Сибири. Самостоятельная Сибирская респуб-лика просуществовала несколько месяцев, но потенциал региона оказался достаточным для того, чтобы отсюда шло восстановление российской государственности, утраченной во время революции. Лозунг «Через независимую Сибирь — к свободной России» характеризовал внутреннюю политику региона в то время. И как ни странно, лозунг, выдвинутый немногим менее века назад, не потерял своей актуальности и в наши дни, так как оппозиционный настрой жителей Сибири привлекает к себе все большее количество единомышленников. Об истории Сибири рассуждает Дмитрий Симонов.
Лозунги белогвардейцев подхватили коммунисты
Сегодня часто звучит такая мысль, что сибиряк — это нарождающийся новый этнос. Во время переписи некоторые даже объявили себя сибиряками. Это признак того, что наш регион и Россия — единое целое, но интересы Сибири необходимо учитывать, в противном случае жители сибирского региона будут бороться за свои права. Что сегодня и происходит. Индекс политической активности в Сибири стремительно растет. Кроме традиционных оппозиций появляются новые партии и движения, которые в борьбе за справедливость готовы объединяться и отстаивать свои права.
Интересно провести параллели исторических моментов и современной политической жизни. Я думаю, произошел некий симбиоз между почти вековым Белым движением и современной коммунистической идеологией. Так, некоторые сегодняшние лозунги, которые высказываются коммунистами, скорее всего, имеют отголоски требований Белого движения.
Россия раскололась
У нас до сих пор существуют подходы рассматривать события 1917 г. через призму борьбы политических партий, организаций, идеологических программ. Да, такая борьба была. Но, на мой взгляд, в центре внимания должна стоять другая проблема, которая историками либо не упоминается совсем, либо упоминается вскользь. 1917 год — это год распада российского государства, даже российской государственности, за которым последовала гражданская война.
Некоторые историки утверждают, что за все происшедшее в то время с Россией должны нести ответственность большевики. Не соглашусь с этим утверждением, так как, когда Ленин пришел к власти, российского государства как такового не существовало, была только его небольшая часть. Многие государства, которые были составной частью России, такие как Украина, Польша, Финляндия, Литва и другие, объявили независимость. Рас-кол произошел по национальному принципу, почти так же, как в Советском Союзе много лет спустя — в 1991 году.
Донское казачье войско, глядя, как бывшие территории России становятся независимыми, решило стать отдельным государством, хотя казаки не являлись отдельным народом или этносом. Так появилось Всевеликое войско Донское.
В Сибири разговоры о свободе также будоражили умы современников. В 17—18 годах прошлого века в обществе произошли процессы, которые привели к созданию Временного Сибирского правительства. В июле 1918 г. оно провозгласило свою государственную независимость от России.
Сибирь — сырьевая колония
Еще во второй половине XIX века сибирский казак, крупный ученый и общественный деятель Григорий Потанин сформулировал идеи сибирского областничества. Суть этих идей состояла в том, что Сибирь, по его мнению, является колонией России, из нее выкачиваются ресурсы, сюда отправляются в ссылку преступники, политические осужденные. То есть Сибирь — как своеобразный отстойник для неугодных российскому правительству. Такое положение дел, по мнению Потанина, не было естественным. Власть должна была учитывать огромный экономический и человеческий потенциал Сибири, иначе ситуация могла выйти из-под контроля. В Сибири никогда не было крепостного права, а потому здесь жили свободолюбивые, физически и морально крепкие люди, которые живут и до сих пор.
Речь шла о том, что сибиряки на своей территории должны жить достойно. А для этого было необходимо провозгласить автономное управ-ление в составе России. Речь не шла о выделении Сибири из состава России. Требования касались предостав-ления экономической и культурной автономии, чтобы потенциал Сибири в первую очередь работал на Сибирь. Эти умонастроения у Цент-ральной России одобрения не получили, и автор идей оказался в местах не столь отдаленных. Но его идеи областничества и сибирской автономии получили продолжение и стали актуальными в 1917 году.
От рабства до свободы — один шаг
В декабре 1917 г. прошел Первый областнический съезд, на котором было принято решение провести выборы в областную думу в качест-ве законодательного органа будущей сибирской автономии и избрать членов Временного Сибирского правительства. Эти процессы были естественными и неизбежными и не были ответом на то, что к власти рвались большевики. Патриоты, жившие в Сибири, пытались сохранить частичку России в разрушенной стране. Однако собранию выбранных делегатов так и не суждено было состояться, так как большевики активно взялись за оппозицию. Большинство членов выбранного правительства нелегально стали уезжать из Сибири туда, где советская власть отсутствовала. И жили надеждой на антибольшевистское восстание. Общая численность подполья в Сибири в то время составляла 7—10 тысяч человек. Преимущественно это были офицеры старой русской армии, которые оказались в Сибири после ее ликвидации. Во главе антибольшевистского подполья встал полковник Алексей Гришин-Алмазов. Можно долго спорить, достаточно ли этого количества, чтобы захватить власть, однако в мае 1918 г. прошло восстание Чехословацкого корпуса(советская история называет его мятежом). Это событие явилось началом Гражданской войны в общероссийском масштабе.
Новониколаевск, Челябинск, Владивосток, Самара — эти города были захвачены чешскими войсками, и к ним присоединились белогвардейские офицеры. Потом регулярные части вооруженных сил получили название Западно-Сибирская армия и потом — Сибирская армия.
Жизнь независимая
В начале июля 1918 г. Временное Сибирское правительство подписало декларацию о государственной независимости Сибири. И с этого времени Сибирь формально юридически являлась независимым государственным образованием. Что касается структуры Сибирской армии, она состояла из пяти армейских корпусов, численность которых быстро выросла до 200 тысяч. Это было самое мощное и многочис-ленное военное антибольшевистское объединение на всей территории страны. С такими силами можно было не только отстоять сибирскую государственность, но и организовать успешное наступление на запад в сторону Москвы. Лозунг сибиряков «Через независимую Сибирь — к свободной России» в какой-то степени начал реализовываться.
Главная цель движения заключалась в восстановлении единой неделимой России. Омск и Новониколаевск решительно выступили против Москвы.
Однако свободной Сибирь была недолго. Решающим фактором поражения Белого движения, и в том числе на востоке Сибири, стало отсутствие ресурсной базы по сравнению с Красной армией. Оснащенность орудиями, винтовками и саблями, обмундированием составляла чуть больше половины. В то время как Красная армия недостатка в ресурсах практически не испытывала, так как большевикам досталась вся материальная база старой русской армии. Кроме того, военные заводы были сосредоточены на территориях, занятых советской властью. В Сибири же не было ни одного военного завода.
Все мы из учебников помним про знаменитую помощь стран Антанты, когда Англия, Франция, США обеспечивали Белую армию всем необходимым. Парадокс, но эта помощь оплачивалась золотом белогвардейцев и притом по завышенным ценам. Продукция была некачественной: у винтовок после 2—3 выстрелов отказывали затворы. Белые были готовы платить, но союзники даже за золото не спешили вооружать Белую армию, так как на самом деле эти страны не желали победы Колчаку, которая могла привести к восстановлению единой неделимой России. Более того, эти страны делали все возможное, чтобы не допустить этого восстановления, так как в таком случае Россия стала бы серьезным конкурентом — экономическим, политическим. Союзники хотели видеть Россию слабой и раздробленной. В то время мысль о том, что большевики способны на созидание, на объединение России была абсурдной. Большевиков воспринимали как партию заговорщиков, неспособную на созидание. Однако большевикам это удалось. Почему? Наверное, потому, что им удалось реализовать ту идею, за которую шли в бой и умирали белые — о единой России. Почему был прочен политический режим в Советском Союзе? Дело не только в его жесткости, тоталитарности, но и в том, что он решил главную задачу — объединил Российское государство!
Сибирь сегодня
Областнические идеи Потанина актуальны и сегодня, потому как в жизни сибиряков мало что поменялось. Сейчас Сибирь по-прежнему придаток Центральной России, из нее выкачиваются ресурсы, а назад идут дотации. Она обеспечивает стабильность российской экономике, обеспечивает высокий уровень в центре России. Есть ощущение не-справедливости. Это главная причина оппозиционных настроений в Сибири. Сибиряки считают себя обойденными, обиженными федеральной властью. Белое движение возникло в тех районах, где не было никогда крепостного права. В Сибири само население формировалось со времен Ермака из самых активных, самых предприимчивых, здесь никогда не было крепостного права, не было помещиков. И даже бывшие крепостные крестьяне, которые переселялись сюда в ходе Столыпинской реформы, были бесстрашные люди, так как смогли сорваться всей семьей в неизведанные суровые края. Я думаю, точка в «сибирском» вопросе пока не поставлена. Подобный период сибиряки уже проходили, и знание истории поможет современному обществу решить давно назревший вопрос.
НАША СПРАВКА
Дмитрий Геннадьевич Симонов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории СО РАН.
Д. Г. Симонов — доцент кафедры отечественной истории НГУ, директор Гуманитарной школы НГУ, профессор Академии военных наук. Сфера его научных интересов связана с историей русской армии в XX веке. Исследования Д. Г. Симонова посвящены периоду Гражданской войны в Сибири.
Записала Наталья ЛОБАНОВА