Scientificrussia.ru - Главный бич лета и волнения для многих жителей России ― это лесные пожары. Поведение пожаров в бореальных (таежных) лесах Сибири и их последствия для лесных экосистем, а также газовую и аэрозольную дымовую эмиссию от них исследовали специалисты по лесным пожарам из трех стран – России, США и Канады.
В нескольких международных проектах, выполненных в 2000-2010 годах, принимали участие Институт леса СО РАН (Красноярск), Институт химической кинетики и горения СО РАН (Новосибирск), Сибирская государственная геодезическая академия (Новосибирск), а также коллабораторы из канадской и американской лесных служб.
Наземный пожар в Сибири
Горит подстилка
![]() |
Ежегодно общая площадь пожаров в сибирских лесах достигает 10-15 млн гектаров. Кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории дисперсных систем Института химической кинетики и горения СО РАН Юрий Николаевич Самсонов, принимавший участие в вышеупомянутых проектах, отмечает, что, по статистике, один рукотворный пожар, как правило, возникающий вблизи от населенных мест, сжигает один-два гектара леса. А один-единственный «дикий» пожар в глубине таежной территории может пройти на площади в тысячу или даже пять тысяч га. Получается, что количественно пожаров из-за действий человека больше, а по площади дикие пожары полностью превалируют. Главный источник природных пожаров – это разряд молнии. - Для сибирских лесов наиболее типичен наземный пожар, при котором выгорает лесная подстилка – мох, лишайник, древесный опад, который накапливался на земле в течение нескольких десятилетий, рассказывает Юрий Николаевич. – Выгорают кустарники, но сами деревья, как правило, сильно не повреждаются, хотя это зависит от мощности пожара. Гибнет порядка 10-15 процентов деревьев, а у остальных просто происходит частичное обугливание прикорневого ствола, но со временем эта небольшая обугленная зона покрывается последующими годовыми кольцами. Это позволяет судить об «истории пожаров» на той или иной лесной территории. |
Старший научный сотрудник лаборатории дисперсных систем Института химической кинетики и горения СО РАН Юрий Николаевич Самсонов (Фото Елены Трухиной) |
Выяснено, что в среднем каждые 40 лет возникают пожары по естественным причинам. Таким образом, каждая сосна 200-летнего возраста 4-5 раз подвергалась пожарному воздействию, но оставалась в живых.
То, что в Сибири почти не происходит наиболее опасных верховых (кроновых) пожаров, связано с нашим суровым климатом, особенно на основных таежных северных территориях. Запасы горючего биоматериала там не очень большие, а деревья расположены довольно далеко друг от друга – их кроны не соприкасаются, и верховому пожару некуда распространиться.
Бывает так, что в определенной части леса пожара не происходило в течение ста и более лет. Тогда там накапливается огромное количество опавшей биомассы и, при подходящих условиях, возникает суперсильный пожар. Юрий Николаевич демонстрирует снимок, сделанный в Красноярском крае в середине 1990-х годов. На лесном «острове» в центре болота, полыхает огромный пожар. Сильным огнем было охвачено примерно 1,5 х 1,5 километра леса, а дымовое облако поднялось на высоту около 5 километров.
«Пылающий остров» - пожар в Красноярском крае, середина 1990-х годов
Маленькие, но опасные
Немало вреда от пожара может нанести дымовая аэрозольная эмиссия.
- Она состоит из трех типов химических веществ, ― поясняет Юрий Николаевич Самсонов. ― Во-первых, это минерально-почвенные вещества ― почвенные частички, захваченные восходящими потоками горячего воздуха с горящей напочвенной подстилки и с горящих «запыленных» растений, и т.н. «жизненные элементы», входящие в состав сгоревшей биомассы (калий, кальций, цинк, бром, железо, титан, кальций и другие). Во-вторых, это органические вещества, характерные для химического состава растительности (термически разложившаяся целлюлоза, смолы, лигнины и т.п.). И, наконец, это элементный углерод (графит, сажа) как результат глубокого обугливания органики.
Любая аэрозольная частица на 70-80 процентов состоит из органических веществ – это продукты термического разложения растительной биомассы, целлюлозы, смол. Еще примерно 8-15 процентов – элементный углерод (иногда называемый сажей), который придают черноту дымовым частицам. Это самое важное вещество, потому что оно сильно поглощает солнечные лучи. Оставшиеся 10 процентов – это минеральные вещества, чаще всего – обычная пыль, которая годами накапливается на растениях и поднимается вместе с потоками воздуха, когда идет пожар.
Отбор образцов газовой и аэрозольной дымовой эмиссии
В результате исследований удалось выяснить, что диаметр дымовых частиц обычно не превышает 10 микрон, а большая часть частиц имеют размеры примерно 1 микрон и менее. Юрий Николаевич подчеркивает, что эти тонкодисперсные фракции – самые опасные для дыхания, потому что они легко попадают внутрь наших организмов и осаждаются там. Они могут довольно долго, 10-20 дней, летать в атмосфере. Кроме того, эти субмикронные частицы весьма эффективно рассеивают солнечный свет, т.е. влияют на теплообмен между солнечным излучением, атмосферой и земной поверхностью. Поэтому дымовые эмиссии от обширных лесных пожаров могли бы быть причиной региональных погодных и, возможно, климатических изменений. Однако такие взаимосвязи пока лишь гипотетические.
Павел Красин