Academ.info - На пресс-конференции в Президиуме ученые СО РАН рассказали о Нобелевской премии этого года и прокомментировали решение Нобелевского комитета.
Ура пузырькам!
Нобелевская премия по физиологии и медицине за 2013 год была присуждена американцам Джеймсу Ротману, Ренди Шекману и немцу Томасу Зюдофу за открытие механизма, регулирующего везикулярный трафик – основную транспортную систему клетки.
Комментируя решение Нобелевского комитета, руководитель группы микроскопических исследований Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, доктор биологических наук Елена Рябчикова отметила, что считает награду ученых заслуженной: «Нобелевская премия присуждена не за какую-то конъюнктурную работу, которая якобы в будущем человечество от чего-то спасет. Эта премия – за понимание базовых механизмов работы клетки. Тем более в цитологии в последнее время наблюдается некоторый застой: появилось множество отдельных красивых работ, но объединяющих, к сожалению, немного».
«Главным принципом организации эукариотической клетки является наличие изолированных секторов, разделенных мембранами», – рассказала она. Транспортные везикулы, они же пузырьки, отвечают за связи между этими секторами и транспортировку питательных веществ.
«Один из самых популярных заголовков в новостях сегодня – «Все дело в пузырьках», – пояснила Елена Рябчикова. – И они действительно важны. Система пузырькового транспорта очень активно работает и имеет значение в борьбе с инфекциями, в деятельности иммунной системы. Какой процесс ни возьми – мембранные пузырьки принимают участие. Важно понимать, что в организме нет отдельно взятых клеток, есть системы, и пузырьки обеспечивают взаимодействие внутри этих систем и правильную работу каждой клетки. Так что ура пузырькам!»
Гениальное предвиденье божественной частицы
Нобелевскую премию по физике в этом году получили Питер Хиггс из Великобритании и Франсуа Энглер из Бельгии, их работа связана со знаменитой «частицей Бога» – бозоном Хиггса. Об открытии рассказал заместитель директора ИЯФ СО РАН по научной работе, член-корреспондент РАН Александр Бондарь.
«Согласно формулировке Нобелевского комитета, премия присуждена за теоретическое открытие механизма, который внес вклад в наше понимание природы образования массы субатомных частиц и который недавно был подтвержден открытием фундаментальной частицы в экспериментах на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН. Говоря о лауреатах, нельзя не упомянуть еще одного ученого, соавтора Энглера – Роберта Браута, который не дожил до ее присуждения».
По словам Александра Бондаря, идеи, которые легли в основу современного представления о субатомных частицах, были высказаны более пятидесяти лет назад. А для развития и становления идей потребовались ресурсы, усилия и годы работы множества ученых. А вклад именно нобелиатов заключается в том, что они обратили внимание на конкретные физические проявления хиггсовского механизма.
«Можно сказать, что гениальное предвидение было блестяще подтверждено. Нобелевский комитет посчитал нужным отметить заслуги ученых именно в этом году», - пояснил Александр Бондарь.
Кстати, к работе Большого адронного коллайдера причастны и сотрудники Института ядерной физики СО РАН, в котором изготавливались детекторы частиц.
Достойны и другие
Лауреатами Нобелевской премии – 2013 по химии стали Майкл Левит(гражданство США, Великобритании и Израиля), Мартин Карплус (гражданство США и Австрии) и Ари Варшель (гражданство США и Израиля) – «за развитие многомасштабных моделей комплексных химических систем». Как говорится в заявлении Нобелевского комитета, Карплюс, Левитт и Варшель в 1970-х годах заложили основу для мощных компьютерных программ, использующихся для изучения и прогнозирования химических процессов. Надо отметить, что ни одного из трех лауреатов эксперты не называли в числе фаворитов на премию.
«Премия по химии, как и по физике, получена теоретиками. Думаю, что премии заслуживают и многие другие ученые, работающие в данной области», – отметил главный научный сотрудник Института неорганической химии СО РАН Владимир Белослудов.
Как рассказал Владимир Белослудов, многое для развития теории межмолекулярного взаимодействия было сделано еще в Советском Союзе: отечественные ученые заложили базу для описания взаимодействия между нейтральными молекулами и построения моделей. А сегодня компьютерное моделирование химических систем является одним из самых перспективных и интересных направлений.
Мария Тилишевска