Достижения СО РАН-2013

Предлагаем вашему вниманию информацию о важнейших достижениях Сибирского отделения Российской академии наук в 2013 году.

Краткая справка по СО РАН (www.sbras.ru)

- Общая численность работающих –  29 631 чел.
- Число научных сотрудников –  8 878  чел.
- Число докторов наук –  1 956 чел.
- Число членов РАН –  150 чел.
- 4 АКАДЕМГОРОДКА в Новосибирске, Иркутске, Красноярске  и Томске
- 9 НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ в Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Томске, Якутске, Улан-Удэ, Кемерово, Омске и Тюмени
- Институты СО РАН в городах:  Барнаул,  Бийск, Кызыл, Чита
- Бюджетное финансирование в 2013 г. составило 16,2 млрд. руб., капитальные вложения – 0,9 млрд.руб., внебюджетные средства в 2013 г. – 6,3 млрд. руб., средняя зарплата работников списочного состава в 2013 г. с районным коэффициентом – 39,3 тыс. руб.

1. НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СО РАН В 2013 ГОДУ

Институт ядерной физики им. Г.И. Будкера (ИЯФ) СО РАН (www.inp.nsk.su). В 2013 году состоялось открытие бозона Хиггса на детекторе ATLAS – в разработке, поставке и сборке части модулей участвовали сотрудники Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН. 15 сотрудников ИЯФ являются официальными соавторами этого объекта. В рамках программы модернизации инжекционного комплекса Большого адронного коллайдера в ЦЕРН ведется строительство нового линейного ускорителя ионов H- на энергию 160МэВ – «Линак 4». Для ускорения частиц в диапазоне энергий 50-104МэВ разработана, изготовлена и в 2012-2013гг. поставлена в ЦЕРН ускоряющая секция CCDTL, состоящая из 7-ми модулей. Работа выполняется Институтом ядерной физики СО РАН в кооперации с Федеральным ядерным центром – Всероссийским институтом технической физики (г. Снежинск).

В ИЯФ СО РАН на установке «Газодинамическая ловушка» (ГДЛ) при дополнительном СВЧ нагреве плазмы достигнута рекордная для квазистационарных магнитных ловушек открытого типа величина электронной температуры 400 эВ.
Этот результат совместно с рядом предыдущих дает надежную основу для создания реакторов ядерного синтеза на базе открытых ловушек, имеющих простейшую с инженерной точки зрения осесимметричную конфигурацию магнитного поля.

В Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (www.niboch.nsc.ru) впервые выделены и генетически охарактеризованы новые виды бактериофагов, вызывающих гибель патогенных бактерий Proteus mirabilis, что открывает новые пути для излечивания заболеваний выделительных систем организма.

В Институте проблем химико-энергетических технологий СО РАН(www.ipcet.ru(Бийск) разработаны способы химической переработки недревесных видов сырья и получения стратегически важного продукта химической промышленности – целлюлозы.

В Институте цитологии и генетики СО РАН(www.bionet.nsc.ru) разработана технология биологической очистки сточных вод, содержащих биогенные и техногенные загрязнения различной природы, основанная на использовании растения Эйхорнии отличной. Технология апробирована в Новосибирской области при очистке сточных вод различных предприятий.

Совместная работа Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН (www.mcb.nsc.ru) и Института археологии и этнографии СО РАН (www.archaeology.nsc.ru).При исследовании древней ДНК животных, окружавших человека в местах его доисторического обитания, выделен и проанализирован полный митохондриальный геном древнейшей собаки мира (33.5 тыс. лет) из Разбойничьей пещеры Алтая. Доказано европейское происхождение практически всех современных пород собак, в том числе африканских басенджи и австралийских динго, и вероятное родство древнейшей «алтайской» собаки с двумя современными породами примитивных скандинавских лаек. Установлено, что одомашнивание собак человеком началось на 20 тыс. лет раньше, чем одомашнивание других видов животных и было связано с цивилизацией древних охотников-собирателей, двигавшихся на Север вслед за уходящим ледником. Результаты опубликованы в журналахScienceиPLoSONE.

Институтом нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН(www.ipgg.nsc.ru) выполнен прогноз развития Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского нефтегазодобывающих комплексов на период до 2030 г. и на более отдаленную перспективу. Эта работа выполнена под руководством академика Алексея Эмильевича Конторовича (на фото), который 28 января отметил свое 80-летие. Важно, что его поздравили руководители крупнейших нефтегазовых корпораций России, главы регионов Сибири.

Показано, что в ближайшее время в РФ произойдут коренные изменения в структуре сырьевой базы газовой промышленности. В составе добываемого газа резко возрастет содержание этана, пропана, бутана и конденсата, в Восточной Сибири также гелия. К 2030 г. Россия будет добывать свыше 200 мдрд. куб. м жирного газа. Это требует создания мощных предприятий по переработке газа и  создает условия для формирования в Западной Сибири, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке крупных мирового класса нефтегазохимических кластеров. На сырьевой базе открытых месторождений необходимо создать крупнейший в мире центр по добыче и выделению гелия. Предложена концепция формирования нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических кластеров.

Институтом криосферы Земли СО РАН(www.ikz.ru) (Тюмень) разработана карта метеогеокриологического риска под воздействием современных климатических изменений. Области криолитозоны со слабым метеорологическим риском – дельта р.Лена, северная Якутия, частично, - южная Якутия. Всего – 8% площади криолитозоны. Области умеренного метеорологического риска охватывают большие площади - 63%. Сюда относятся территории Средней и Восточной Сибири, частично – юго-восточная часть Западной Сибири.

2. КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ СО РАН В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ

Проект создания чарм-тау фабрики в ИЯФ СО РАН. Чарм-тау фабрика - источник синхротронного излучения высокой яркости – создаст качественно новые условия для междисциплинарных исследований в Сибирском центре синхротронного излучения. Технологии, создаваемые и развиваемые при реализации проекта, обладают высоким инновационным потенциалом и будут способствовать развитию всех приоритетных направлений науки и технологии РФ.

Национальный гелиогеофизический центр на базе Института солнечно-земной физики СО РАН (www.iszf.irk.ru) (Иркутск). Создание Центра одобрено решениями Президента и Правительства РФ. Астрофизический комплекс телескопов предназначен для исследования процессов на Солнце, контроля космического пространства и наблюдения за космическими объектами, контроля над развертыванием и пополнением стратегических группировок космических аппаратов специального назначения, измерения физических характеристик и орбитальных параметров астероидов и комет, сближающихся с землей.

Крупный солнечный телескоп – коронограф с диаметром зеркала 3 метра внесёт решающий вклад в понимание  происхождения солнечной активности, определяющей космическую погоду и увеличит точность измерения параметров солнечной атмосферы в 10 раз. В разработке и создании телескопа будут задействованы основные предприятия оптико-механической промышленности России.

При поддержке и участии Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН на базе Алтайского государственного университета создаетсяАлтайский центр прикладной биотехнологии. Исследования Центра охватят самые перспективные направления биотехнологии, генотипирования живых организмов и медицинской генетики: разработку методов производства лекарств из биологически активных соединений, генотипирование возбудителей инфекционных заболеваний в регионе, микробных и грибковых штаммов с целью установить место происхождения молочных продуктов.

Идут работы по созданию Ямало-Ненецкого научного центра СО РАН, в рамках подписанного соглашения между СО РАН. Администрацией ЯНАО и ОАО "Газпром".

Работа СО РАН, связанная с последствиями наводнения в бассейне реки Амур в июле-сентябре 2013 г. 7 сентября 2013 г. вышло постановление Правительства РФ от № 1628-р о создании Правительственной комиссии по обеспечению устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Сибири и Дальнего Востока. В состав комиссии вошел директор Института водных и экологических проблем СО РАН проф. Ю.И. Винокуров (на фото сверху). Предложения рабочей группы СО РАН, руководитель – заместитель председателя СО РАН академик М.И. Эпов (на фото снизу):

1. Создание информационно-измерительной системы для метеорологического мониторинга территори Дальневосточного региона РФ.

2. Средне- и долгосрочное прогнозирование аномалий водности бассейна рек Амура для адаптации к ним отраслей водохозяйственного комплекса на основе исследования экстремальных паводков и маловодий.

3. КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ 2013 ГОДА В НОВОСИБИРСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ СО РАН

- В рамках взаимодействия с компанией «НЭВЗ-Союз» в Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН(www.solid.nsc.ru) и Институте теоретической и прикладной механики им. С.А. ХристиановичаСО РАН (www.itam.nsc.ru) ведется разработка новых видов нанокерамики;

- Институты СО РАН ведут работы в рамках территориального инновационного кластера информационных и биотехнологий (объем финансирования – 2 500 млн руб. в течение 5 лет);

- Институт ядерной физики им. Г.И.Будкера ведет работы по проекту для РФЯЦ ВНИИТФ (Российский Федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И. Забабахина, г. Снежинск);

- Новосибирский государственный университет вошел в число 15-ти вузов страны, реализующих программу развития «5 университетов России в числе 100 лучших в мире» (объем финансирования – 600 млн руб. в 2013 г.);

- Продолжены работы по программам государственных капитальных вложений в производство продуктов малотоннажной химии в Институте катализа им. Г.К.Борескова и по программе строительства служебного жилья (общий объем финансирования – свыше 400 млн руб. в 2013 г.);

- Совместно с предприятиями «Росэлектроники» готовится проект современного производства  изделий микро-, нано- и биоэлектроники (общий объем финансирования – около 3 млрд.руб.).

- 14 – 15 ноября 2013 г. в Новосибирске состоялся Международный форум технологического развития ТЕХНОПРОМ – 2013.Во время работы форума подписаны Соглашения между СО РАН и «Русгидро», между СО РАН и ОАО «Авиадвигатель».

4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО РАН С ВУЗАМИ

- Отработана система вовлечения высококвалифицированных научных кадров Сибирского отделения в образовательный процесс. В институтах СО РАН функционируют в интеграции с вузами 179 базовых кафедр, 80 научно-образовательных центров, 52 объекта совместной научной инфраструктуры и большое количество других совместных научно-образовательных структур.

- Сотрудничество институтов СО РАН с вузами Сибири обеспечило их хорошую подготовку по участию в конкурсах на получение статуса федеральных и исследовательских университетов. Программы развития Сибирского и Северо-Восточного федеральных университетов в Красноярске и Якутске, соответственно, и Национальных исследовательских университетов в Новосибирске, Томске и Иркутске предусматривают активное взаимодействие с научными центрами СО РАН.

- На повестке дня – более масштабные планы по повышению конкурентоспособности вузов, обеспечению их вхождения в первую сотню мирового списка рейтингов топ-100, что требует дальнейшего объединения интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов университетов и институтов СО РАН.

- Необходимо продолжить работу по освоению новых форм интеграции науки и образования, в том числе при выполнении совместных научно-исследовательских и инновационных проектов с использованием ресурсов ФЦП Минобрнауки.

- Необходима работа по повышению уровня школьного образования, поддержке олимпиадного движения и развития специализированных форм школьногообучения, в первую очередь СУНЦ НГУ им. академика М.А.Лаврентьева (ФМШ).

Новосибирским государственным университетом (www.nsu.ru) совместно с СО РАН разработана стратегия развития и повышения конкурентоспособности НГУ на период до 2020 г. Высокая квалификация кадров, высокое качество образования, наличие имеющихся и создаваемых совместно с СО РАН лабораторий, позволят университету значительно расширить исследовательскую базу с ориентацией её на «горячие» междисциплинарные и интернациональные научные направления. Это приведет к росту числа научных публикаций, увеличению индекса цитирования и к повышению качества инновационных решений. Следующий этап – создание Технологического института НГУ-СО РАН.

5. ЖИЛЬЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ СО РАН

В 2013 году молодым ученым и сотрудникам Новосибирского научного центра СО РАН вручили ключи от служебного жилья в новом микрорайоне «Серебряное озеро» в поселке Каинская Заимка. 65 семей получили полностью отделанные квартиры. Итого за 2011-2013 гг. с учетом приобретенного и реконструированного жилья и полученных сертификатов улучшили свои жилищные условия более 1000 семей сотрудников СО РАН.

В период 2013-14 гг. намечено двукратное увеличение финансирования в рамках Президентской программы строительства и приобретения служебного жилья для молодых сотрудников. Планируется строительство дома экономического класса в м/р «Щ» новосибирского Академгородка в дополнение к уже введенным домам по ул. Шатурской и в м/р «Серебряное озеро», а также реконструированному дому на пр. Строителей (69 кв.). Проведена реконструкция дома в ЯНЦ (21 кв.), также приобретено дополнительно 94 кв. в м/р "Серебряное озеро", 18 кв. в ТНЦ, 3 кв. в КемНЦ.

Принято решение о строительстве малоэтажного жилья экономического класса в поселке «Каинская заимка», образованы жилищно-строительные кооперативы «Сигма» и «Веста» из семей сотрудников СО РАН.  Всего в СО РАН формируется более десяти ЖСК. Поселок ученых «Каинская заимка» начинает обретать реальные очертания: Фонд содействия развитию жилищного строительства передал в безвозмездное пользование ЖСК «Сигма» землю, на которой будет построен поселок. Общая площадь переданных земель – 66,5 гектаров, участки распределены между членами кооператива.

6. НАГРАДЫ И ПРЕМИИ СОТРУДНИКОВ СО РАН 2013 ГОДА

В июне 2013 г. академик Анатолий Пантелеевич Деревянко удостоен государственной премии Российской Федерации 2012 года в области науки и техники за выдающиеся открытия и труды в области изучения древнейшей истории человечества в Евразии и формирования человека современного анатомического типа. В феврале 2013 г. лауреатами премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых стали сотрудники ИЯФ СО РАН Ф.В. Игнатов и К.Ю. Тодышев. Премия присуждена за цикл работ по прецизионному исследованию свойств элементарных частиц на встречных электронно-позитронных пучках.

Премию Правительства Российской Федерации 2013 года в области образования получил д.т.н. Николай Николаевич Коваль (на фото). Впервые в мировой практике создана база знаний энциклопедического характера «Электроника в техническом университете».

Победителями конкурса 2013 года по государственной поддержке молодых российских ученых-докторов наук стали М.В. Коробков (Институт математики им. С.Л. Соболева СО РАН, www.math.nsc.ru),  Е.К. Хлесткина (Институт цитологии и генетики СО РАН, www.bionet.nsc.ru), А.В. Корсаков (Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН, www.igm.nsc.ru).

29 ученыхстали победителями конкурса 2013 года по государственной поддержке молодых российских ученых-кандидатов наук.

52 стипендииПрезидента РФ получат молодые учёные и аспиранты СО РАН в 2013-15 гг.

45 научных коллективов институтов СО РАН удостоены грантовой поддержки в качестве ведущих научных школ России.

Молодые ученые СО РАН получили стипендии Российского квантового центра «Сколково» сроком на 2 года – аспирантка Института физики полупроводников им. А.В. Ржанова СО РАН (www.isp.nsc.ru) А.А. Лямкина  (тема –применение плазмоники для управления кубитами на квантовых точках) и аспирантка НГУ Е.А. Якшина – (тема – спектроскопия и кубиты на холодных  ридберговских атомах).

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ННЦ СО РАН С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

18 октября 2013 года в конференц-зале Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН состоялосьвыездное заседание комиссии Совета депутатов города Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству.

- Комиссия отметила высокий  уровень результатов, полученных в институтах СО РАН, и плодотворное взаимодействие с предприятиями Новосибирска по налаживанию выпуска высокотехнологичной продукции. Также была отмечена успешная интеграция институтов СО РАН с Новосибирским государственным университетом по подготовке высококвалифицированных кадров.

- Комиссия одобрила работу руководства СО РАН по решению жилищной проблемы для ученых Новосибирского научного центра СО РАН.

- Комиссия постановила обратиться в комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного Собрания Новосибирской области по планируемым изменениям объема финансирования долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка комплексного развития Советского района города Новосибирска и новосибирских научных центров СО РАН и СО РАМН на 2013-2017 годы».

В Академгородке 21 ноября 2013 года прошло выездное заседание Законодательного собрания Новосибирской области с участием председателя Законодательного Собрания Ивана Григорьевича Мороза (на фото). Депутаты посетили ряд институтов Сибирского отделения РАН и Выставочный центр, а также обсудили с руководством Сибирского отделения пути сотрудничества.