Основные результаты научно-исследовательской деятельности СО РАН в 2012 году

Прошедший год в Сибирском отделении был отмечен рядом серьезных научных достижений  по разным направлениям научной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФИЗИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ

- Участие ученых Института ядерной физики им. Г.И.Будкера СО РАН в открытии бозона Хиггса в экспериментах на  Большом адронном коллайдере в составе коллаборации  ATLAS. В списке авторов открытия - зам. директора ИЯФ Ю.А.Тихонов, с.н.с. С.В.Пеленгачук, н.с. А.Л.Масленников, н.с. А.А.Талышев, м.н.с. К.Ю.Сковпень.

На рис. красным цветом показана область, в которой наблюдается сигнал от событий с рождением бозона Хиггса.

Масса новой частицы 126.0 ± 0.4 (стат.) ± 0.4 (сист.) ГэВ

- Достигнуто рекордное значение давления плазмы к давлению магнитного поля β=0,6 в установке «газодинамическая ловушка» в ИЯФ СО РАН. Это открывает новые возможности для создания мощных нейтронных источников и для реализации термоядерных реакторов с более простой конструкцией по отношению к токамакам.

- В Институте автоматики и электрометрии создан волоконный лазер со случайной распределенной обратной связью – лазер нового типа. Это открывает возможности создания принципиально новых систем в сверхдальней волоконно-оптической связи и в создании распределенных сенсорных систем (член-корр.РАН С.А.Бабин).

Волоконный лазер со случайной распределённой обратной связью

лазер нового типа

-высокая эффективность (>70%)  и мощность генерации (до ~10 Вт)

-узкий «безмодовый» спектр (~1 нм)

-перестройка длины волны в широком диапазоне (до ~100 нм)

- Новые типы элементов памяти созданы в Институте физики полупроводников им.А.В.Ржанова СО РАН на основе слоев оксида германия (д.ф.-м.н. В.А.Гриценко). Этот результат имеет большое практическое значение и востребован ведущими предприятиями микроэлектронной промышленности в России (ОАО «Микрон», г.Зеленоград) и за рубежом (фирма «Самсунг», Ю.Корея).

На рис. показано, что структуры проявляют резистивный эффект памяти: отношение  сопротивлений в низкоомном и высокоомном состояниях составляет два порядка

- В совместной работе Института физики прочности и материаловедения (г.Томск), Стэнфордского университета (США), Университета Людвигса Максимилиана (Германия) и Института Йозефа Стефана (Словения) разработана технология получения магнитных наночастиц  шпинели MeFe2O4с неравновесной структурой, нашедшие применение в качестве контрастного вещества в магнито-резонансной томографии. На основе наночастиц приготовлены комплексные частицы – феррилипосомы, предназначенные для адресной доставки лекарственных препаратов. В случае препарата доксорубицина показано возрастание эффективности лечения более чем в 20 раз при лечении опухолей легких.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИНСТИТУТОВ ХИМИЧЕСКОГО  ПРОФИЛЯ

- Впервые получены монокристаллы ZnMoO4с высокими оптическими и сцинтилляционными характеристиками массой в несколько десятков граммов. В подземной лаборатории GranSasso(Италия) с использованием болометров на кристаллах ZnMoO4получено рекордное среди известных сцинтилляторов разделение сигналов от α и γ/β излучений при низком собственном радиоактивном фоне (20 μBq/kg для 228Th) (к.х.н. Я.В. Васильев, Институт неорганической химии СО РАН).

- Предложен новый призматический тип структурированных каталитических картриджей со стекловолокнистыми катализаторами и разработана опытно-промышленная технология их производства. Разработана конструкция каталитических систем для нейтрализации дизельных выхлопов на их основе и создан опытно-промышленный прототип нейтрализатора для дизель-генератора мощностью 640 кВт для пилотных испытаний (д.т.н. А.Н. Загоруйко, Институт катализа СО РАН).

- Разработана технология модификации гудрона и битума полимерными и механоактивированными органо-минеральными добавками, обеспе- чивающими значительное повышение прочности и водостойкости асфальтобетона в связи с улучшением адгезионного взаимодействия между связующим и щебнем. В зависимости от рецептуры асфальтобетона прочность может быть повышена в 1,3–3,1 раза, а водостойкость – в 1,7 раза. В промышленных условиях изготовлена партия модифицированного асфальтобетона, использованного для покрытия опытного участка дороги на федеральной трассе «Лена» (д.т.н. С.Н. Попов, Институт проблем нефти и газа СО РАН, г.Якутск).

- В Институте органической химии им. Н.Н.Ворожцова из основного метаболита лишайников усниновой кислоты синтезировано производное, обладающее низкой токсичностью и проявляющее высокую активность против вируса гриппа H1N1, которая значительно превышает активность распространенного противогриппозного средства – римантадина. Результаты важны для химии фармакологически активных веществ (д.х.н. Н.Ф. Салахутдинов, Новосибирский институт органической химии СО РАН; НИИ гриппа, Санкт-Петербург).

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИНСТИТУТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО И МЕДИЦИНСКОГО  ПРОФИЛЕЙ

- Синтезированы соединения с высокой противовирусной активностью в отношении ортопоксвирусов. Соединение «НИОХ-14» проходит доклинические испытания. Подтверждена in vitro высокая эффективность синтезированного соединения против оспы кроликов, коров и натуральной оспы, а также in vivo против оспы обезьян и мышей (д.х.н. А.Я. Тихонов, НИОХ СО РАН, ГНЦ ВБ «Вектор»).

- В Институте цитологии и генетики СО РАН совместно с Международным томографическим центром СО РАН и Институтом катализа СО РАН методом МРТ показано, что после интаназального введения магнитоконтрастных наночастиц гидроксида марганца [Mn(OH)x] наблюдается их перемещение по ольфакторному тракту в обонятельные луковицы (3−4 ч после введения) и далее – в кору головного мозга (18−24 ч). Эффективность поступления наночастиц регулируется функциональным состоянием обонятельных рецепторов: запаховые стимулы усиливают перемещение, а сахароза – ингибирует.

- В Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН проведен анализ РНК плазмы крови здоровых доноров и пациентов с раком легкого высокопроизводительным параллельным секвенированием на платформе SOLiD. Определено более 1 млрд. последовательностей циркулирующих РНК человека. Среди них 35 % составляют ранее не описанные новые формы, часть из которых составляют микроРНК (миРНК) человека, которые могут быть использованы для диагностики рака легкого. Показано, что после лечения РНКазой А, которое приводит к подавлению развития метастазов, происходит изменение уровней 214-ти миРНК из 630-ти известных из базы данных mirBase. 25 миРНК, уровни которых менялись более всего, регулируют экспрессию генов,  чьи продукты отвечают за пролиферацию клеток и метастазирование. В клетках опухоли после лечения РНКазой А значительно возрастает уровень миРНК семейства let-7, которые подавляют онкоген RAS, определяющий злокачественный потенциал опухоли.

- Учеными Института химической биологии и фундаментальной медицины  генноинженерными методами получены химерные антитела человека, содержащие фрагменты антител мыши, прочно связывающие вирус клещевого энцефалита. Получен стабильный штамм-продуцент химерного антитела против вируса клещевого энцефалита, отработаны способы его очистки. Введение химерного антитела в дозировке 1мг/кг мышам, зараженным 250 летальными дозами вируса клещевого энцефалита, обеспечило 100% выживаемость животных. Защитные свойства сконструированного антитела в 100 раз превышают защитные свойства коммерческого препарата противоклещевого гамма-глобулина. Планируется производство этого препарата для терапевтических целей.

Разработка терапевтического  антитела против вируса  клещевого энцефалита

- Исследован процесс электростатического формования (ЭСФ) полимерных растворов и определены параметры, влияющие на характеристики ультратонких волокон, формирующихся в электростатическом поле. На основе исследованного процесса ЭСФ получено семейство ультратонких волокон БИОПЛАСТОТАН высокого качества, поддерживающих адгезию и пролиферацию клеток, перспективных  для тканевой инженерии (Институт биофизики СО РАН, г. Красноярск).

- На основе наземных исследований, дешифрирования космических снимков Landstat-7 и использования современных ГИС-технологий разработана карта экосистем основных нефтегазодобывающих и промышленно освоенных северных регионов России (Ямал, Гыдань, Таймыр). Карта является основой для текущего и долгосрочного экологического мониторинга, разработки научно обоснованных схем рационального природопользования, систем особо охраняемых территорий и объектов, оценки ресурсного потенциала растительного мира (Центральный Сибирский ботанический сад СО РАН).

- Завершены комплексные крупномасштабные исследования по выявлению таксономического разнообразия флоры Азиатской России. Подготовлен и издан “Конспект флоры Азиатской России: Сосудистые растения”. Установлено, что на этой территории, составляющей 75 % территории России, представлено 6 692 вида сосудистых растений из 1 187 родов и 191 семейства. Материалы конспекта оригинальны, для многих таксонов уточнены сведения по номенклатуре, распространению и экологической приуроченности, а для критических таксонов составлены комментарии специалистов. Полученные данные необходимы для разработки научно обоснованной стратегии охраны и рационального использования растительных ресурсов восточных регионов России. Впервые по итогам многолетних исследований агарикоидных и гастероидных базидиомицетов Алтая составлен аннотированный список, который включает 853 вида из 143 родов, 32 семейств и 6 порядков. Более половины видов являются новыми для Алтая, 65 видов впервые обнаружены в Западной Сибири, 20 видов – новые для Сибири, 5 видов – новые для России (Центральный Сибирский ботанический сад СО РАН).

- В научном издательстве Karger, Basel, вышла книга “EvolutionaryDynamicsofMammalianKaryotypes», под редакцией Р. Стэниона и А. Графодатского. В книге суммируются данные об организации и эволюции геномов и хромосом всех основных таксонов млекопитающих. 6 из 15 глав книги написаны сотрудниками ИМКБ СО РАН (Институт молекулярной и клеточной биологии СО РАН).

- 12 декабря 2012 года завершены основные работы по созданию Федерального криохранилища семян растений и объект подготовлен к сдаче  в эксплуатацию. Этому уникальному сооружению предшествовало проведение в Институте мерзлотоведения им. П.И.Мельникова, Институте горного дела Севера и Институте биологических проблем криолитозоны (все – г.Якутск) многолетних междисциплинарных научных исследований по решению фундаментальных вопросов разработки технологии долговременного хранения семян культурных и дикорастущих растений с минимальными потерями генетической целостности видов в толще многолетнемерзлых пород. В криохранилище можно будет сохранить на сотни лет более 100 тысяч образцов семян культурных и дикорастущих, редких и исчезающих видов растений, причем абсолютно избежав затрат на энергоресурсы и обеспечив безопасность в случае природных или техногенных катастроф. Результатом дальнейшей работы станет создание на базе Федерального криохранилища Международного центра криобанков в толще многолетнемерзлых грунтов с использованием естественного холода.

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

- В Институте нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН выполнен прогноз развития Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского нефтегазодобывающих комплексов на период до 2030 г. и на более отдаленную перспективу. Дано теоретическое объяснение механизма формирования уникальной Ванкорской зоны нефтенакопления на севере Западной Сибири. Выполнен прогноз таких зон в акватории Карского моря. Показано, что в ближайшее время в Российской Федерации произойдут коренные изменения в структуре сырьевой базы газовой промышленности. В составе добываемого газа резко возрастет содержание этана, пропана, бутана и конденсата, в Восточной Сибири также гелия. К 2030 г. Россия будет добывать свыше 200 млрд. куб. м жирного газа. Это требует создания мощных предприятий по переработке газа и одновременно создает уникальные условия для формирования в Западной Сибири, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке крупных мирового класса нефтегазохимических кластеров. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на сырьевой базе открытых месторождений необходимо создать крупнейший в мире центр по добыче и выделению гелия и Россия должна стать крупнейшим производителем гелия в мире. Предложена концепция формирования Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Большого Дальневосточного  нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических кластеров. Сибирское отделение РАН считает проект формирования на базе жирного газа Западной и Восточной Сибири новых химических кластеров как один из главных инновационныхпроектов России на первую четверть XXIвека.

Выполнен прогноз развития Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского нефтегазодобывающих комплексов на период до 2030 г. и на более отдаленную перспективу.

- Институтом геологи и минералогии им. В.С.Соболева  СО РАН проведена оценка алмазоносности Сибирской платформы с выделением перспективных площадейна открытие коренных и россыпных промышленных месторождений алмазов и оценкой их прогнозных ресурсов по категории Р3 в размере 145 млн. каратов. Составлена сводная карта перспектив алмазоносности Сибирской платформы.

Сводная карта перспектив алмазоносностисевера Сибирской платформы

- Осенью 2012 г. в Республике Саха (Якутия) введена в эксплуатацию современная научно-исследовательская станция «Остров Самойловский», построенная в дельте р. Лена  по поручению президента России В. В. Путина. Совместные российско-германские исследования состояния и эволюции природной среды Арктики, дельт и прибрежно-шельфовой зоны морей Восточной Сибири проводятся на станции с 1998 г. и являются уникальными в силу комплексности исследований и непрерывности наблюдений в течение пятнадцати лет.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- В Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН обосновано важное для Сибирского региона положение о формировании новых институтов развития в виде инновационных территориальных кластеров, технологических платформ, ОЭЗ технико-внедренческого типа, научно-образовательных центров, нанофабцентров и технопарков на базе центров академической науки, в первую очередь, Сибирского отделения РАН.

- В Институте археологии и этнографии СО РАН на основе результатов многолетнего исследования элитных курганов памятника Ноин-Ула в Монголии, а также междисциплинарного изучения представительных материалов из захоронений хуннской знати сделан вывод об эклектичности материальной и духовной культуры высшего и среднего слоя хунну. В ее комплекс, помимо высокохудожественных изделий из западных центров цивилизации (Бактрия, Римская империя) органично вошли предметы культуры и быта, а также погребальные традиции соседнего Китая эпохи Хань. Выявлено происхождение большинства предметов из могильников хунну (украшения конской упряжи, лаковые и нефритовые изделия, шерстяные и шелковые ткани), установлены пути и время их попадания в руки знатных хунну. Значительная часть дорогих предметов являлась подарками китайского двора хуннским правителям.

- В Институте истории СО РАН подготовлено научное издание «Латухинской Степенной книги царского родословия» – крупнейшего памятника письменности второй половины XVII в. Актуальность и практическое значение источника обуславливается важной и для сегодняшнего дня главной целью автора Латухинской Степенной книги – обоснования общности судеб трех восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов) и населения всей страны в целом.  Введение  этого источника в научный оборот позволит проследить важную роль государства в истории церковного строительства и верховной власти в формировании идеологии абсолютистского государства (Латухинская Степенная книга царского родословия / изд. подгот. Н.Н. Покровский, А.В. Сиренов. М., Языки славянских культур, 2012, 743 с.).

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ 2012 ГОДА

- Визит Председателя Правительства РФ В.В.Путина и поручение о создании Центра образования, науки и разработок (февраль);

- Визит Вице-премьера Правительства РФ Д.О.Рогозина и его участие в работе Президиума СО РАН (февраль);

- Выездное заседание Научно-консультативного совета фонда Сколково во главе с Нобелевскими лауреатами Ж.Алферовым и Р.Корнбергом (май);

- Подписано соглашение с Алтайским госуниверситетом (ректор С.В. Землюков) и принято решение о создании совместных лабораторий институтов СО РАН в АлГУ (июнь);

- Присуждение Государственной премии РФ академику Б.А.Трофимову (совместно с академиками О.Н.Чупахиным и В.Н.Чарушиным, июнь);

- Выездное заседание Научно-консультативного совета ФСБ во главе с заместителем руководителя Федеральной службы  А.А.Фетисовым (июль);

- Визит Премьер-министра Правительства РФ Д.А.Медведева с посещением Института ядерной физики СО РАН (август);

- Окончание работ по строительству и вводу в эксплуатацию научно-исследовательского стационара на о.Самойловский в устье р.Лена (сентябрь);

- Подписаны соглашения с ОАО «Ростехнологии» (генеральный директор С.В. Чемезов) и ОАО «Росэлектроника» (генеральный директор А.В. Зверев) (сентябрь);

- Визит Генерального директора фонда РЖС А.А.Бравермана и проведение учредительного собрания ЖСК «Сигма» (октябрь);

- Проведение торжественного заседания Президиума СО РАН, посвященного 55-летию СО РАН (ноябрь);

- Завершение процесса рейтингования институтов СО РАН (ноябрь);

- Организован Центр интеграции образования, науки и высоких технологий в составе СО РАН, СО РАМН, НИУ НГУ, НИИПК, Фонд «Технопарк» и Новосибирская ТПП (ноябрь);

- Подписание Соглашения о сотрудничестве между Национальным центром научных исследований Франции и университетами Франции, с одной стороны, и Сибирским отделением РАН и ведущими университетами Сибири, с другой стороны (ноябрь);

-Присуждение премии Правительства РФ в области образования группе сотрудников СО РАН (член-корр.РАН И.Г.Неизвестный и В.Г.Хорошевский (посмертно), кандидаты наук С.Н.Мамойленко, М.Г.Курносов, академик А.Л.Асеев, ноябрь);

- Правительство Новосибирской области утвердило Долгосрочную целевую программу комплексного развития Советского района г. Новосибирска и научных центров СО РАН и СО РАМН (декабрь);

- Проведение учредительного собрания Центра фундаментальных исследований для обороны и безопасности (декабрь);

- Проведение научной сессии СО РАН, посвященного 1150-летию Российской государственности (декабрь).